вторник, 14 февраля 2012 г.

Анатолий Зыков


Особенности нашего времени

Наше время… Что в нем особенного? Чего не было раньше и, возможно, не будет никогда. Наше время для нас тем и особенно, что мы можем его реально видеть и чувствовать. В отличии от писателей-фантастов мы не создаем новых миров и времен, а наблюдаем то, в чем живем. А чем же живет современный человек, человек, который облегчил себе жизнь с помощью техники и электроники настолько, что она уже перестала быть истинной жизнью – стала всего лишь сладким сном, от которого не хочется просыпаться. Неудивительно – здесь сладко, а проснешься – и неизвестно, что тебя ждет. Что впереди – не знает никто. Все хотят быть пророками, но за события, принесшие несчастья, не хочет отвечать никто. Все меньше остается людей, которые во всем бы вели себя искренне, были бы добры к любому, а не отдельно взятому человеку. Подчеркиваю – именно искренне, а не по американскому типу – пожимать руку, держа в кармане кукиш. Если человек тебя ненавидит, то это будет видно сразу: он не будет здороваться, не будет тебе улыбаться, будет тебя игнорировать.
Сейчас люди большую часть своей сознательной жизни проводят в игре. В игре, которая еще больше держит людей в их сладком сне. Сегодня люди опускают себя все больше и больше в этот сон, в котором материальное заменило духовное, когда человек отдает предпочтение не душе, а телу, не мыслям, а делу. Но мысли можно обдумать, а многие дела уже не переделать. Человек сегодня – раб техники завтра. Мы уже практически не можем обходиться без "достижений цивилизации". Любой современный человек, попавший в естественные условия окружающей среды, погибнет, так как он слаб без техники, он – ничто перед материей и духом природы. Человек возомнил себя совершенным созданием и решил, что он может покорить природу. А это равносильно тому, что пилить сук, на котором сидишь. Факты говорят: чем дальше развивается человечество, тем больше происходит природных катаклизмов. Есть исследования, говорящие о том, что планета живая, она отвечает на посылаемые ей сигналы. А значит, может наступить момент, и она перестанет терпеть выходки человека. Сегодня люди беспокоятся – экология планеты в опасности! Но немногие, очень немногие действительно любят свою планету всей душой. Власть материи – вот как можно представить наше время. Кто-то во что-то или в кого-то верит, кто-то не верит, но люди все больше уверяют себя в том, что эта жизнь – единственная, и прожить ее надо так, чтобы остаться ею довольным.
Замечаете, что как бы человек не ругал жизнь, он не хочет с ней расставаться. Жизнь – вот что для человека сейчас самое ценное. Но какая жизнь? Материальная или духовная? Спасти тело человека – не значит спасти его душу. Человек может быть жив телесно, но мертв духовно; может с точностью наоборот, но лучший – тот, кто и телесно здоров и душою чист. Человек может радоваться материальной жизни, но если он забывает о своем внутреннем мире, то там скапливается мусор, большей частью липкий и мокрый. Сейчас человечество на перепутье – выберет ли оно только материальное, или же духовный мир будет главным для человека. Россия – одна из тех немногих стран, где в людях еще теплится духовное и святое. К сожалению, влияние других стран пагубно сказалось и сказывается на россиянах. Ведь общество, построенное на денежных отношениях, не может быть чистым. Без этих отношений невозможно материальное развитие, но человек по своей природе подвержен плохому влиянию, а сейчас деньги делают это быстрее всего. Возможно, человек тем и отличается от остальных живых существ, что свою физическую слабость он компенсирует сильным сознанием и развитым воображением. Вспомним индийских йогов – развитие тела через душу, причем одно без другого не имеет смысла для них. Сегодняшний человек решил разделить эти два понятия, тем самым разорвал себя на две части. Не по тому пути мы топаем – используем разум для развития техники, а не души и тела. Мы владеем собой лишь на уровне мышц и эмоций, а все остальное подвластно лишь очень, очень немногим. А если идти дальше, то человечество обречено на вымирание. Если вспомнить историю Земли хотя бы в том виде, в каком ее представляют, то все виды живых существ, которые как-то выделялись из остального многообразия живого, вымерли. Самые яркие примеры – динозавры и мамонты. Сегодняшнее общество слишком оторвалось от природы, чтобы претендовать на дальнейшее существование.
Еще одна особенность нашего времени – его разгон. Не трудно заметить, что чем больше человек старается облегчить свой труд с помощью техники, тем меньше остается у него свободного времени. Человека все больше и больше затягивает в дыру: чем дальше падаешь, тем выше скорость. Вполне возможно, что человечество уже не остановится и не успокоит свой бег во времени. А значит, наступит момент удара – мы "долетим" до конца и… Что случится с человечеством – неизвестно, но скорее всего – смерть.
Подведем итог: чем же особенно наше время. Оказывается, что все сегодня происходящее – закономерно. А вышесказанное – это рассмотрение этих "особых закономерностей". Возможно, многое из написанного спорно, но я не претендую на истину, так как каждый человек может иметь свое личное мнение. Я свое высказал.
1997

 
Океан

Я не помню, когда впервые увидел Его. Те первые картины затянуты легкой дымкой времени. О ранних днях сохранились лишь обрывочные воспоминания, которые иногда, в минуты душевной слабости, тревожили своими неясными очертаниями. Странное ощущение не покидало меня каждый раз, когда я вспоминал свою первую лодочку. Я не помнил, кто ее создал и зачем, но, казалось, будто я всегда знал, кто и зачем. Это чувство существования непознанного не скоро покинуло мою бренную душу. Вернемся к лодке. Это было хрупкое суденышко, простое, бесхитростное, подвластное, в большей мере, прихотям стихии, нежели веслам. Мне говорили, что это глупо отправляться в Океан на этом утлом, как они считали, суденышке. Я их не слушал, так как впереди видел только неизведанное и прекрасное, а скучные жужжания только раздражали. На вопрос «зачем?», я отвечал: «Мы живем на берегу и боимся того, что сосуществует рядом с нами. Я просто пытаюсь открыть для себя нечто новое в этой жизни». Да и не было особого желания объяснять всем свои мысли и чувства. Кому они нужны, по большому счету? Многие пытаются туда залезть лишь ради того, чтобы намусорить и уйти. Мне это не было нужно. А Океан манил своим величием и независимостью. Первое плавание закончилось быстро: страх первой встречи перебил все стремления и желания. Но не остановил. Некогда было страдать и переживать неудачу. Я подождал, пока успокоится сознание, и снова пустился в путь. Какое-то время я плыл достаточно уверенно, лодка весело скользила по волнам, набегающие барханы мягко покачивали и убаюкивали. Я прилег на дно и задумался…
Разбудила меня холодная вода. Чертыхаться было некогда, так как вокруг шумела буря, а мне не хотелось вот так просто отдавать свою жизнь. Я поплыл. Странно, но до этого плавать я не умел, и особенно меня удивило то, что суши я достиг быстро, без особых усилий. Создавалось впечатление, что тебя просто выносит к берегу, что Океану не нужно твое тело. Как тогда все смеялись, когда я мокрый выбрался на берег, за это даже не хочется их людьми называть. Но я их простил, им просто не довелось испытать такие ощущения. Вообще, я многое научился прощать людям.
Со временем приходило чувство, что никто на суше не сможет создать большее, чем создает Океан. Все было элементарно – малое исчезало за большим. По-прежнему я снова стремился познать то, что удавалось немногим. Была построена новая лодка. Новая во всем: созданная мной и для меня, вобравшая все мои идеи и желания.
Новый день благоприятствовал началу плавания. Океан был спокоен, тихий ветерок гнал по поверхности легкую рябь. Тонкая линия берега быстро пропала из виду. Я замедлил ход. Абсолютно прозрачная вода позволяла видеть все, что творится в ее глубинах. Вот мимо проплыла стайка быстрых, куда-то спешащих, рыбешек. Важно виляя хвостом, даже не замечая присутствия человека, по своим делам проследовала маленькая акула. Ну очень маленькая… но акула. И от нее можно было ждать всяких неприятностей… хоть и маленьких. Мое внимание привлекало дно, но его не было видно. Я смотрел как в бездонную пропасть. Или это и была бездонная пропасть. Говорят, никто не знает истинную глубину Океана. В некоторых местах по дну можно ходить, утопая в песке, где-то был вязкий ил, а где-то – твердь камня. Там было более или менее безопасно. Там… а здесь я бы не стал даже рисковать нырять – такие глубины иногда таят в себе неизведанное, может быть даже опасное, смертельно опасное. Я даже защитить бы себя не смог. Налюбовавшись красотой Океана, я поплыл назад, по пути изучая дно (мало ли, пригодится).
С тех пор я часто выходил на морские прогулки. Много узнал о том, рядом, с чем живу. Временами, особенно во время бурь и штормов, я пугался той силе, скрытой в глубинах океана, который был подобен живому существу. Постепенно ко всему этому я привык, и мне даже нравилось выходить в море в непогоду. Это было захватывающе, когда кругом бушевала стихия, брызги взлетали высоко над головой и крупным дождем падали на голову. На все это я смотрел просто. Кто-то счел бы меня сумасшедшим, ему не удалось бы меня понять. Да, это было страшно. Но что такое страх, если риск становится нормой жизни. Ничто. Обычное восприятие мира. Я отучил себя от этого ненужного чувства, что еще более подвинуло меня к разряду «безумных» и «психов». А мне вот думается, что все в мире относительно. Один человек сказал: «Я не псих… Просто вас много…».
Так постепенно, я сжился с водой. Без нее я высыхал в прямом и переносном смысле. Единственное, что удручало – телу требовался отдых, а получить его можно было только на земле. Так вот и проводил я свое время: днем узнавал Океан, а ночью отдыхал, обрабатывая собранную информацию, чтобы на следующее утро вновь исчезнуть вдали.
 1999

Комментариев нет:

Отправить комментарий