понедельник, 20 февраля 2012 г.

Надежда Назарова


*    *    *


Что есть ничтожность и величье
……………………………………
Об этом сложно рассказать,
Но в жизни можно повстречать.
Я думаю, ничтожность – это
Людская низость без просвета,
И с ней богач или бедняк
Живет без пользы, как сорняк.
Но люди думают: ничтожен,
Так значит – беден и безбожен,
Богат – велик. В том злая ложь,
С нее недорого возьмешь.
А истина замкнулась глухо.
Величье – это сила духа
И доброта – вот весь секрет,
Любой мудрец нам даст ответ.
В чем тут мораль? Всегда так трудно
Найти, что пред глазами чудно
Блестит. Но многим не дано
Увидеть Божие зерно.
 1997

 
Про весну и влюбленность

Пришел тот час, когда ручьи
Запели песенки свои,
И золотого солнца лик
На небе голубом возник.
Его пылающим лучом
Изъеден серый снег кругом.
Рыдает звонкая капель,
Хоть нет еще и трех недель
Началу светлых этих дней
Сияющей весны моей.
И ярким солнышком весны
Сердца людей разбужены.
В окошки ночь уже глядит.
Девчонка юная не спит,
Она мечтает об одном:
О счастье светлом и большом.
А центром всех ее мечтаний,
И тайных лез, и всех страданий,
Чей лик уж месяц гонит сон,
Тот златокудрый Аполлон.
Он взросл, красив и недоступен,
Возможно мил и неподкупен,
Умен и весел, наконец,
В челе романтики венец.
Все эти качества ты в нем
Придумала, ну а потом
Их в идеал соединила,
Его всем сердцем полюбила.
Но не печалься, не тужи
И с этим горем не дружи.
Ты вырастешь, взрослее станешь,
От этих глупостей устанешь,
И настоящая любовь
С весной однажды хлынет в кровь.
1997

 
Кошачий взгляд

Мир гармоничен, мудр и прост,
И каждое его создание,
Не глядя на размер и рост,
Несет оттенок мироздания.
Возьмем хоть кошку: что она?
Гибка, нежна и так стройна –
Гармония природы в ней,
Разумность, мера всех вещей.
А глянь в глаза: там целый мир
И шумный, яркий жизни пир.
То грусть, то радость, то любовь,
То дикость, то все вместе вновь.
Загадка в тех глазах бывает,
Ответ ее никто не знает…
И не познать нам эту мудрость:
Помалкивает кошка, жмурясь.
1998



Науч. рук. В.А.Коршунков
О великом и правдивом Аполлоне Пифийском
и о том, как его не понимали люди
Исследовательская работа на региональный
конгресс молодых исследователей “Шаг в будущее”
(В сокращении)

История культа Аполлона в Дельфах
Начало культа Аполлона в этих местах уходит корнями глубоко в историю. Считают, что оракул на месте Дельфов существовал в конце II тыс. до н.э. О возникновении оракула в Дельфах в глубокой древности свидетельствуют не только письменные источники и мифы. На территории святилища было обнаружено множество памятников раннего периода греческой истории - микенской эпохи (ХV- ХII в до н.э.)1. У древнегреческого писателя Павсания мы тоже можем найти сведения о древности оракула на территории Дельфов. Но он, пересказывая некогда слышанные им легенды, говорит, что на этом месте раньше был не оракул Аполлона. “Оракул принадлежал совместно Посейдону и Гее <...>. С течением времени, говорят, та доля, которая принадлежала Гее, была отдана ею Фемиде, а Аполлон от Фемиды получил ее в подарок. Посейдону же, говорят, за его часть прорицалища Аполлон дал взамен остров Калаврию против Трезена” (Павсаний.Х,5,5-6). Павсаний говорил еще о том, что несколько храмов Аполлона на этом месте сменили один другой: из лавровых ветвей, из пчелиного воска и перьев, построенный священными пчелами Аполлона, из меди, каменный храм, построенный Трофонием и Агамедом (Павсаний.Х,5,9-12). Но в 548 г до н.э. знаменитый род афинских аристократов Алкмеонидов начинает восстанавливать храм. В 505 г до н.э. храм был закончен 2. Геродот даже указывает сумму, на которую был построен храм - 300 талантов (около 10 тонн ценного металла) (Геродот.II,180). Про храм, построенный Агамедом и Трофонием повествует еще один источник - гомеровский гимн Аполлону Пифийскому: “Аполлон основание прочное храму, долгое вдаль и вширь заложил, а на том основанье камень поставил в порог с Агамедом вместе Трофоний” (стр.294-296).
Мое мнение о древности оракула таково: в данном месте издревле присутствовали божественые силы, которые помогали людям, и которым они приносили дары. Доказательство я могу построить следующим образом: во-первых, о древности прорицалищ в Дельфах говорит Павсаний. Во-вторых, о том, что что-то загадочное жило в этом месте, повествует еще один древнегреческий источник - гомеровский гимн к Аполлону Пифийскому: “ни с людьми, ни с богами не сходный страшный и грозный Пифон” жил здесь (стр.351-352). Там еще говорится, что Пифон - божество злое. Но есть мнение, что Пифон был местным божеством земли, вытесненным общегреческим солнечным богом Аполлоном3, подобно славянским духам пращуров, превратившихся с приходом христианства в злых существ: русалок, водяных, леших. В-третьих, известны результаты археологических раскопок в Дельфах: найдено множество памятников раннего периода греческой истории, о чем ранее уже упоминалось. Эти данные о древности оракула в Дельфах еще больше убеждают меня в моей гипотезе о таинственных силах этой земли.
С VI века до н.э. оракул переживает пик популярности. В период VI-V вв. до н.э. в святилище велось интенсивное строительство4, туда приходило множество паломников. Греческое просвещение V в до н.э. критиковало сущность оракула и тем самым способствовало его упадку. В ту пору многие оракулы влачили жалкое существование, их деятельность ограничивалась бытовыми или сакральными вопросами. Во II в. Дельфийский оракул оживился, но когда стало распространяться христианство, оракул был запрещен.

Обычаи храма Аполлона
1) эпитеты Аполлона
Греческим богам, помимо их имен, давалось еще множество различных эпитетов в соответствии с функциями, выполняемыми богами. А, как известно, у каждого греческого бога было несколько функций, то и эпитетов у них было по нескольку5. Так и Аполлона: у него было множество различных эпитетов, но в Дельфах его называли Фебом, Пифийским и Дельфийским. Сохранилось предание, что в древности город называли Пифо (Геродот.I,54) и именно поэтому Аполлону дали прозвище Пифийский. По другой версии считается, что Аполлон получил такой эпитет по имени легендарного змея Пифона, которого он убил, чтобы завладеть дельфийскими землями и построить там храм. Существуют и другие мнения о том, как Аполлон получил свой эпитет. Но вопрос остается не до конца решенным.
2) жрецы, прорицатели, пифия храма
Весьма интересными кажутся обычаи храма. В нем распоряжались жрецы и прорицатели. Но все же центральной фигурой храма была жрица-прорицательница пифия. Считается, что пифиями всегда были только женщины. Пифия, которой пользовался Аполлон для своих предсказаний, избиралась из Среды всех дельфийских девушек. Бог, становившийся с тех пор ее единственным супругом, желал, чтобы она была красива и целомудренна. Горе святотатцу, который осмелился посягнуть на нее! Как бы тайно не было совершено преступление, оно могло быть изобличено богом. После того, как фессалиец Эхекрат похитил одну пифию, жрецы предупреждали подобные скандалы тем, что выбирали пифий не моложе пятидесяти лет, но потом вернулись к древнему обычаю. В начале культа была одна пифия, а когда влияние оракула расширилось, стало две и одна запасная. Пифии рассматривались как пассивные орудия божества. Они не принадлежали жреческой корпорации, которая пользовалась ими, требовала от них послушания и предпочитала, чтобы они были невежественными, считая тем более совершенными, чем более они походили на животных6. Еще ценилась в пифии истеричность и склонность к нервным припадкам. Исследователи считают, что это было нужно лишь для наибольшей яркости ритуала. Но я думаю, что нервозность пифии использовалась не только в таких целях. Известно, что нервные люди наиболее чувствительны. И наверняка потому пифии могли воспринимать сигналы тех мудрых сил, живших на дельфийской земле, и передавать их волю в прорицаниях.
3) обряд знамения оракула
Предсказания прихожанам давались следующим образом: перед знамением оракула пифия соблюдала пост7,
очищалась предварительно омовением водой из Кастальского источника и окуриванием в дыму, получавшемся от сжигания лаврового дерева и ячменной муки8 ( по другим источникам - лавра и мирры)9, входила в святилище в театральном костюме, напивалась воды из Кассотисского источника, брала в рот лавровый лист и, держа в руке ветвь того же дерева, входила на треножник, висевший над чем-то вроде бездны, или, иначе говоря, расщелины. Это была трещина в земле, откуда выходили вдохновляющие испарения. Пифия, опьяненная парами, выходившими из расщелины, и, овладеваемая богом, скоро впадала в исступление10 и начинала выкрикивать бессвязные слова. Около пифии во время ее экстаза всегда находились один или несколько прорицателей, схватывавших ее смутные речи и нечленораздельные звуки и составлявших из них предсказания11, обыкновенно в форме стихов в размере гекзаметра12.
Из всех дошедших до нас сведений следует заключить, что Дельфийский оракул был известен как устный оракул. А подавать вопросы в письменной форме стали в более позднюю эпоху, когда оракул стал очень известным, и туда стало стекаться много больше народа13.
Всякий вопрошавший получал через прорицателя официальный письменный ответ. Если посетитель был только представителем другого лица, то ему вручался запечатанный ответ, а пословица говорила, что в случае его нескромности он рисковал лишиться глаза, руки или языка14.
4)обряды для прихожан
Обряд для прихожан, в Дельфах иначе называемых феопропами, шел по такому сценарию: омовение в Кастальском источнике, принесение жертвы перед храмом. Потом паломники входили в храм, где происходило знамение оракула. Порядок получения предсказаний определялся жребием; исключением были те люди, которые пользовались в Дельфах привилегией промантии, дававшей право внеочередного получения ответа. Женщинам не разрешалось самим обращаться к оракулу - они должны были обязательно пользоваться посредничеством мужчин15.
История жреческого сословия и прорицаний в Дельфах
Город с храмом жили не изолированно друг от друга, а имели прочные связи: все текущие дела святилища находились в ведении дельфийцев, из их числа пополнялся храмовый персонал16. Дельфийцы считали, что жреческий сан может носить каждый человек17. А поэтому жречество не выросло в Дельфах в определенное сословие18. Поначалу жрецы, уже имея возможность управлять через прорицания греческой жизнью, не пытались сделать этого, оставаясь беспристрастными. Но впоследствии жречество не сумело сохранить этой широты идей, и Дельфы, вмешиваясь в ссоры греческих государств, потеряли репутацию беспристрастия, которая ранее столько сделала для величия храма19. И когда Дельфы стали отдавать предпочтение той или иной стране эллинского мира, стало допускаться распространение ложных оракулов. Но совершенно очевидно, что прежде чем появились фальшивые, сфабрикованные в политических целях оракулы, должны были существовать подлинные дельфийские их прототипы20.
Как и качество оракулов, изменилось и лицо жречества. После первой священной войны оно преобразилось в замкнутое сословие, живущее за счет доходов от своей ритуальной службы21. У меня возникает вопрос: тогда почему же жрецы не вынесли культ в другие места? Ведь это им, я считаю, было более чем выгодно: они бы получили больший доход. Глускина в своей статье поясняет это так: “Дельфийское жречество очень косо смотрело на организацию пифийского культа за пределами Дельфов, т.к. это нарушало монопольное положение святилища”22. Я имею на это иное мнение: я думаю, что если только в этой местности было средоточие таинственных сил, то перенести святилище оказывалось попросту невозможным, так как несколько жрецов не могли создать то огромное количество фальшивых оракулов, которые, тем не менее, сбывались. Тут очевидна помощь божества. Сведениями о правдивости оракулов тоже можно подтвердить мое мнение о том, что на территории Дельфов обитали таинственные силы, которые были направлены на помощь людям, к выводу о чем я пришла, прочитав строки гимна Аполлону Пифийскому. “Здесь я замыслил храм себе построить прекрасный и для людей прорицать”- говорит Аполлон (стр.287-288). Также о помощи божества людям говорит Геродот: “Обычно, когда какому-нибудь городу или народу предстоят тяжкие бедствия, божество заранее посылает знамения” (Геродот. VI,27). И в силу моих убеждений я думаю, что все истинные оракулы правдивы, а сфабрикованные могли быть и лживыми. Но так как в древнегреческих источниках нет сведений о том, какие оракулы были подделками, а какие даны непосредственно божеством, возникло скептически критическое суждение по поводу всех прорицаний.
Анализ оракулов
Большинство вопросов к оракулу - бытовые (бракосочетание, рождение детей, болезни и тому подобное)23.
Оракулы с бытовой направленностью мы всегда можем найти в источниках. Например, Павсаний рассказывает случай о том, как один человек по имени Эргин был некогда очень богат, но потом разорился. Он решил восстановить свое богатство и думал только об этом. Когда он снова накопил денег, он захотел иметь детей. Для того, чтобы узнать, будут ли у него дети, он поехал в Дельфы. На его вопрос о потомстве пифия ответила:
Сын Климена Эргин из славного рода Пресбона!
Поздно пришел ты и жаждешь потомства. Но все же
Попробуй на старое дышло накинуть новую петлю.
Эргин, следуя совету пифии, взял в жены молодую девушку, и она родила ему двух сыновей (Павсаний.IХ,37)
Бытовые оракулы сбывались всегда, как и оракулы по поводу колонизации. Причем, места, выбранные богом, были часто самыми удобными: ведь как не знать тем силам, что обитали в Дельфах, где лучше всего будет житься славным сынам Эллады. Вот пример оракула о колонизации, приведенный павснием: “Дельфийский бог, посылая коринфянина Архия основать колонию в Сиракузы, сказал в стихах следующее:
Остров некий лежит, Ортигия в море широком
Против страны Тринакрийской, где устье Алфея сливает
Воды свои с прекрасно текущим ручьем Аретузы”
(Павсаний.V,2-3)
Божество, пытаясь помочь людям, дает оракулы о предстоящих несчастьях. Милетянам был дан такой оракул:
В оное время и ты, о Милет,- зачинатель преступных деяний -
Многим во снедь ты пойдешь и даром станешь роскошным.
Многим тогда твои жены косматым ноги умоют.
Капище ж наше в Димимах возьмут в попеченье другие.
Тогда-то и разразилась над милетянами эта беда, так как большую часть их мужчин умертвили персы, носившие длинные волосы, а жен их и детей обратили в рабство (Геродот.VI,19).
Но порой люди не могут сделать ничего для предотвращения жестокого рока, предначертанного им оракулом. Павсаний рассказывает: “Когда Лай сделался царем Фив и женился на Эпикасте, то он получил вещание из Дельфов, что причиной его смерти будет его сын, если его родит ему Эпикаста. Поэтому он велел выбросить родившегося у него Эдипа; но Эдипу все равно было суждено, когда он вырос, стать убийцей своего отца и жениться на своей матери” (Павсаний.IХ,5,10).
Иногда потому, что люди считают свой жребий предрешенным, сдаются на волю судьбы. В Фивах, очень близко от Неистейских ворот, есть надгробный памятник Менекея, сына Креонта. Он сам добровольно убил себя, выполняя предсказание, данное из Дельфов, когда под стены Фив явился Полинник и с ним войска из Аргоса (Павсаний. IХ,25,1). Целые войска сдавались, зная свой страшный оракул, о чем и рассказывает Павсаний: “Все войско пелопонесцев ушло из Аттики, когда они узнали о смерти Кодра и о том, как это произошло: они на основании прорицания из Дельфов, уже не надеялись, что смогут добиться победы” (Павсаний.VII,25,2).
Но порой люди не понимали значения оракулов. Для некоторых из них последствия были ужасны. Например, спартанцы хотели завоевать Аркадию и спросили Дельфийский оракул о возможности завоевания ими этой страны. Пифия изрекла:
Просишь Аркадию всю? Не дам тебе: многого хочешь!
Желудоядцев-мужей обитает в Аркадии много,
Кои стоят на пути. Но похода все ж не возбраняю.
Дам лишь Тегею тебе, что ногами истоптана в пляске,
Чтоб плясать и поля ее тучные мерить веревкой.
И спартанцы стали надеяться, что они завоюют Тегею и будут делить тегейские земли, измеряя их веревкой. Но они проиграли сражение и попали в плен. И в плену они обязаны были мерить тегейское поле, обрабатывая его (Геродот. I,66).
А иногда у людей была испорчена вся жизнь ожиданием исполнения страшного оракула, так как они неправильно истолковывали прорицание. Эпаминонду было прорицание из Дельфов, чтобы он опасался моря (по-гречески - пелагос). Поэтому он остерегался входить на военный корабль и плавать на купеческих судах. Но оказалось, что бог имел в виду рощу, носящую имя Пелагос, а не настоящее море (Павсаний.VIII,11,10-12).
Порой люди, неправильно истолковав прорицание, наоборот обнадеживались и творили вещи, не предназначенные им судьбой. Царь Македонии Филипп II спросил Дельфийский оракул, идти ли ему войной на Мидию, и получил ответ: “Бык увенчан; конец его близок, и есть совершитель”. Филипп думал, что “бык” - Мидия, а он - “совершитель”. Но скоро стало ясно, что это относилось к самому Филиппу: его зарезали на свадьбе дочери.
Наиболее известна история лидийского царя Креза, которая связана с Дельфийским оракулом. Она весьма интересна и представляет собой яркий пример того, как люди неправильно истолковывали прорицание божества. Крез решил идти войной на персов, но перед этим спросил дельфийского бога о том, как удастся этот поход. Пифия ответила, что если он пойдет войной на персов, то разрушит великое царство (Геродот.I,53). Крез пошел на Персию и потерпел поражение. Его царство было разрушено, он сам попал в плен.
Я считаю, что зря обвиняют Дельфийский оракул в лживости. Люди сами оказывались настолько непонятливыми и невдумчивыми, что не вникали в сущность прорицаний.

Примечания
1.-4. Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972, с.19, 24.
2,8,10,13,14,23. Михайловский К. Дельфы. Варшава, 1977,
3. Ботвинник М.Н. и др. Мифолог. словарь. Изд. 5, М.,1994
5. Словарь античности / Под ред.Кузьмина.М.,1989.
6. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995, с.42.
7,.9,11,12,15. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб.,1995
16,17, 19-22. Глускина Л.М. Дельфийский полис в IV веке до н.э. М.,1983.
18. Пельман Р. Очерк греческой истории... Спб, 1910


 *    *    *

“Сон разума рождает чудовищ…”
(Ф.Гойя)
- Вась, Она опять глядит, - прохрипел Михаил.
Да Вася и сам уже заметил: он, как обычно, сжался в комок, и казалось, что стал меньше раза в три.
Никто из них не договаривался называть это нечто. «Она». Почему-то в представлениях у обоих мужчин это существо было не «Он», не «Оно», а именно «Она».
Она каждую ночь была такой: бесстрастный зеленый глаз в самом темном углу комнаты. Чей это глаз, они не знали, почему он появлялся в углу – тем более. Он не имел ни век, ни лица, где бы он мог располагаться, ни пары себе. Это было лишь белое глазное яблоко с зеленой радужкой и узким зрачком. В Ее взгляде не было смысла: он не был ни добрым, ни злым, ни тупым, ни глубоким – никаким другим. Он просто был. Она появлялась на пороге ночи и исчезала с первыми лучами рассвета.
* * *
Михаил и Василий одновременно с облегчением вздохнули: ночь кончилась, Она убралась восвояси.
* * *
- Ну, как, Виктор Петрович, утренний обход? В девятой палате ночью опять гостил глаз?
- Да, Мариночка. Прямо и не знаю, что делать. Они лечатся у нас уже семь лет. И эти семь лет каждую ночь оба они видят одно и то же: глаз без век, лица и второго глаза, смотрящий на них из темного угла. Они видят это и вместе и по-отдельности. Что мы только не пробовали: и пичкали снотворным, и расселяли в разные палаты, и приставляли к ним сиделок. Ничего не помогает: снотворное не действует, в других палатах они лишь мешают спать пациентам, сиделки тоже не могут их успокоить. Странно, что одна галлюцинация появилась у двух ничем не связанных мужчин и продолжает их обоих преследовать более семи лет.
* * *
- Миш, почему именно мы?.. За что нам с тобой такое наказание?
- Да, Вася. Хоть бы понятно было, чего она хочет. Смотрит просто в никуда – и всё. Помнишь, я пытался говорить с ней, и она перевела взгляд на меня. Тогда я чуть в обморок не упал от ужаса и тоски. Пусть уж лучше смотрит, как всегда, в одну точку, но не на нас. Господи, как тяжело смотреть ей в глаза… то есть в Глаз. Какое-то очень тягостное, непонятное чувство. Долго ли нам мучиться? Я скоро сойду с ума.
- А у тебя не закрадывается подозрение, что уже сошёл? Ты разве не помнишь надписи на этом здании: «Психиатрическая лечебница»?
* * *
- Присаживайтесь, Екатерина Васильевна. На что жалуетесь?
- Мне третью неделю каждую ночь видится одно и то же: зеленый глаз без век, без лица, без второго глаза. Я думала, что это от переутомления, или от стрессов, или оттого, что я часто смотрю фильмы ужасов. Я взяла отпуск, уехала отдыхать на дачу: на природу, где нет ни телевизора, ни надоедливого начальника. И все равно этот глаз, - она всхлипнула, - появляется каждую ночь в самом темном углу комнаты и смотрит… Непонятно, чего Он хочет, почему Он появляется, что я сделала… - она разрыдалась.
-Успокойтесь, голубушка, - доктор дал ей стакан воды и таблетку валерианки.
Пока женщина приходила в себя, он позвонил Виктору Петровичу, главврачу психиатрической больницы № 5.
- Это я. Помните, некоторое время назад Вы мне рассказывали историю болезни двух ваших пациентов. Им каждую ночь виделся глаз. Они до сих пор у вас лечатся?
- Да. И мне порой, кажется, что они проведут тут остаток своей жизни. У них странная групповая галлюцинация. Даже самые сильнодействующие методы лечения не приводят ни к каким результатам…
- Виктор Петрович, у меня для Вас есть интересная новость…
* * *
В семь часов утра в палату № 9 ввели женщину. Она была невысокого роста, с хорошей фигурой. На ее миловидном лице лежала тень бессонницы: темные мешки под глазами, резко выделяющиеся морщинки, уголки губ и глаз опущены вниз. Нервным взглядом она обвела палату и двух мужчин, каждый из которых сидел на кровати, сжавшись в комок. «Как курицы на насесте», - подумала она. За ее спиной с шумом захлопнулась дверь. Мужчины смотрели на нее вопросительно.
- Катя, - представилась женщина.
- Михаил, - отозвался один из мужчин, - а он Василий.
* * *
В три часа дня врач зашел в девятую палату. Василий по-прежнему сидел на кровати, а Михаил и Катя что-то бурно обсуждали.
- Ну, как дела? – спросил он.
Катя и Михаил продолжали громко разговаривать и размахивать руками; они будто не замечали доктора. Василий флегматично отозвался из своего угла:
- Они уже несколько часов так сидят. Они говорят, что влюбились друг в друга с первого взгляда или нечто в этом роде. Но, во всяком случае, они уже не хотят расставаться.
Мужчина и женщина как по команде повернулись к доктору:
- А, здравствуйте, Виктор Петрович. Вы не в курсе: можно ли жениться пациентам психиатрической больницы?
* * *
Темнота заглянула в окна. Вася залез под одеяло, и его прошибала крупная дрожь. Михаил и Катерина сидели, обнявшись на кровати и, как завороженные, смотрели в самый темный угол.
- Он появится с минуты на минуту, – чуть слышно прошептала она.
- Да, Она всегда появляется в это время.
Вот на стене по миллиметру стал появляться… нет, не один, а два зеленых глаза, без век и лица. И только они полностью материализовались, в воздухе на миг, очерченное огненными линиями, возникло лицо странного существа. Зеленые глаза, нашедшие своего хозяина, вспыхнули радостью, и видение исчезло.
* * *
Всех троих выписали из лечебницы через несколько дней, и никогда больше не тревожил ни одного из них странный зеленый глаз.
Михаил и Катерина поженились и были счастливы. У них родилась дочь Альбина. Но они ее не очень любили: не по годам серьезная и молчаливая, она часто странно смотрела на них, без злобы, без любви, без радости, без мудрости и без смысла. Смотрела на них своими большими зелеными глазами…
Плагиат
“Тут что-то лежит, я чую, что тут есть что-то”, - пробормотал безобразный карлик, сунув свой длинный нос в урну. Он вынул оттуда своими крючковатыми пальцами несколько небольших клочков бумаги, разгладил их и сложил вместе. “Да, да!” – радостно захрипел он, - “Я никогда не умру, я всегда буду жить!” И на глазах у стайки изумленных воробьев чудовище превратилось в молодого красавца.
* * *
“Что же рифмуется с этим чертовым словом? Какая же тут может быть рифма?” - Ему казалось, что люди всего мира окружили его, зная заветное слово. И они кричат его поэту, но он не слышит: он накрыт колбой из толстого зеленого стекла. Лица людей искажены, а он мечется от стенки к стенке в суетном порыве разобрать что-либо.
Ведь без этого слова получается так чудесно: это стихотворение должно, оно просто обязано помочь сотням людей, ищущих истину. Он должен, должен донести до них… Но без этого слова стихотворение теряет смысл.
Нервы на пределе. Отчаянье: “Может, это все не так важно, а все заурядно и известно всем?” – острый буравчик впивается в мозг. И вот стихотворение уже лежит, разорванное в урне рядом со скамейкой. Поспешные шаги глухо отдаются в аллеях темного парка.
* * *
Молодой черноглазый красавец с достоинством шел по улицам провинциального городка. Женщины посмелее с интересом оглядывались на него, а поскромнее прятали мечтательные взгляды в облака ресниц.
Он никуда не спешил, он знал, что успеет, как успевал уже десятки столетий. И теперь, когда новая частица его жизни у него в руках, он будет молодым и красивым, он будет наслаждаться жизнью.
Он спросил прохожего, как пройти в редакцию главной газеты городка. С трудом разобравшись в сбивчивых объяснениях местного жителя, он направился прямиком к зданию редакции.
* * *
“Что же мне делать? Зачем же я вспылил тогда? Ну переделал бы что-нибудь…” – думал поэт, в очередной раз перерывая содержимое урны. “Зря я доверил свои мысли бумаге. Надо было хоть что-нибудь запомнить. С чего же я начал?” И он опять сел на скамейку и стал вспоминать ту ситуацию, когда писал он свое злополучное стихотворение: “По-моему, я выкинул клочки в урну. Куда же оно могло деться? Ну, куда же?!” Поэт затрясся в беззвучной истерике.
* * *
Это стихотворение было смыслом его жизни. С раннего детства идея его блуждала в закоулках ума поэта, являлась во снах в виде неясных образов. Он знал, что в один прекрасный день он полностью расшифрует ЭТО и создаст НЕЧТО, которое даст ответ многим людям. И вот сегодня он был ближе всего к ИСТИНЕ. Ему осталось лишь слово… Зря он погорячился. Поэт чувствовал себя опустошенным.
* * *
Красавец приблизился к невзрачной секретарше редактора и вкрадчиво заглянул ей в глаза.
- Простите, но он правда сейчас не может принять Вас, - уже мягче ответила она.
- Нет, я уверен, что он МОЖЕТ и ДОЛЖЕН. Это очень важно. Я принес бесценные материалы для вашей газеты.
- Что за шум? – из двери выглянул склонный к полноте мужчина средних лет.
- Этот молодой человек рвется к Вам уже 15 минут, - ответила секретарша.
Редактор уже хотел грозно выкрикнуть, что он занят, но не смог, взглянув в глаза странного визитера. Он почувствовал, что просто обязан поговорить с ним.
Проходите за мной.
* * *
- У Вас есть что-то для меня?
- Стихотворение, которое я хотел бы поместить в завтрашнем номере вашей газеты.
- В завтрашнем?! – лицо редактора побагровело, ноздри заколыхались. Такой наглости он не ожидал: люди, хотевшие напечатать свои произведения в газете, по полгода ждали аудиенции в его кабинете, потом их работы пылились на редакторской полке и только потом они попадали в газету.
Но, взглянув в глаза молодому человеку, редактор решил прочитать сразу.
- Великолепно! Блестяще! Да, это стоит напечатать! Ваше стихотворение станет гвоздем номера! Рейтинг моей газеты возрастет! Какой гонорар Вас устроит?
- Мне не нужны деньги. Главное, чтобы произведение появилось в завтрашнем утреннем номере.
- По рукам.
* * *
Поэт с трудом раскрыл глаза. Его тело ныло. Осмотревшись, он понял, что провел ночь в парке на твердой деревянной скамейке. Он не помнил, почему остался здесь, может от пережитого накануне потрясения… Впрочем, больше ничего не важно… Он встал и, пошатываясь, вышел из парка. А маленький городок уже гудел, просыпаясь.
“Народ сегодня чем-то озабочен”, - автоматически подметил поэт, наблюдая группочки взволнованных людей, которыми была запружена улица.
Поэт брел, безразлично поглядывая по сторонам. Он был раздавлен: глупый, он разрушил мечту собственными руками. Вдруг резкая боль в плече. “Извините…” Ой, где-то я его видел… Ах да, мы с ним учились вместе.
- Привет.
- Привет. Ты знаешь, что случилось сегодня! Событие! Гениальное стихотворение появилось в сегодняшней газете. На, держи. Оцени, ты же поэт.
Безучастный взгляд скользит по строчкам. Но что это?
- Это же мое стихотворение! Погоди-ка, подпись… Кто это такой?! Наверное он достал черновик из урны. Тут не хватает последнего четверостишия.
- Э-э, приятель, да ты совсем с разумом поссорился. Ты всегда был неудачником, а сейчас присваиваешь чужое творение, - мужчина повертел пальцем у виска, махнул на поэта рукой и растворился в толпе.
* * *
Он был в отчаянье. Он метался, кричал, плакал, стучал головой об стену. Под утро он пришел в себя и решил, что пойдет в редакцию газеты.
* * *
- Это профессиональная тайна. Я не могу сказать Вам его адрес.
- Но я прошу Вас. Хотите я встану на колени? – поэт бухнулся на пол и разрыдался.
- Ну хорошо, хорошо, успокойтесь…
* * *
“Да, вот эта улица, дом, подъезд. Что-то все очень знакомо, будто я уже был здесь”. – Поэт понял, что стоит у дверей собственной квартиры. Но он был настолько утомлен, чтобы удивиться, возмутиться, испугаться.
* * *
… Дверь не заперта. Комнаты пусты. А в самой дальней, где в беспорядке возвышаются стопки книг, груды кассет, пачки бумаги, сидит на старинном бабушкином кресле молодой черноволосый красавец.
- Ты кто? – спросил поэт.
- Я – поэт.
- Почему ты?
- Потому что ты сейчас умрешь, а я останусь здесь. Ты закончился и начался я. Твое недописанное стихотворение напечатал я, и это дало мне жизнь. Века, тысячелетия! Я подбираю ваши недодуманные идеи, мысли, произведения. Вы, глупые мечтатели-творцы, думая, что создали нечто заурядное, забываете про них, выкидываете. Вы тщеславно считаете, что создадите лучше, но это были ваши лучшие, последние!.. А я питаюсь ими, питаюсь их славой, молодею, живу! А вы, глупцы, все множитесь, и множатся ваши недодуманные мысли, поэтому я буду жить вечно!
А ты, поэт, ты – единственный из сотен - начал меня разыскивать, а теперь поплатишься жизнью. Но сегодня у меня хорошее настроение, и я хочу позабавиться. Допиши свое стихотворение.
- Что же мне будет за это?
- Не знаю еще, не придумал. Но это твой последний шанс.
- Я согласен.
- Даю тебе час.
* * *
Безразлично тикают ходики, отмеряя последние минуты.
- Ну, что же ты? – юноша с издевкой обратился к поэту и злобно рассмеялся.
- Осталось еще три минуты!
Но черный продолжал хохотать. Поэт обвел взглядом комнату, мысленно прощаясь с ней. И вдруг его взгляд остановился на зеркале. Там, где должен был отразиться прекрасный юноша, извивался и брызгал слюной безобразный карлик. “Взгляни в суть вещей”, - молнией пронеслась мысль. И сразу же в сознании возникло СЛОВО. Все встало на свои места. Поэт закричал, запел его, и, казалось, весь мир вторит ему. А смех юноши сорвался в хрип, на стон. Его лицо темнело, съеживалось, пальцы скрючивались. Он весь уменьшался в размерах. И вот перед поэтом безобразный карлик.
- Ты не последний! Я буду жить вечно! – взвизгнул он и опрометью выскочил из комнаты.
Декабрь ’98


Очарованный странник
                                          Борису Викторовичу…

В мире идет очарованный странник…
Где и когда начался его путь?
Кто он? Какого он Бога избранник?
Где и когда сможет он отдохнуть?
Ищет он что? Каковы его цели?
Что он нашел? Что успел потерять?
Смысла уста уж давно онемели.
Слушая ухом, не сможешь понять.
Вслушайся сердцем – он много расскажет
О всех мечтах, что встречались в пути,
О всех словах, что сказал, он и даже
Образ свой светлый опишет любви.
Тихо попьет с тобой чаю, а после,
Имя твоё моментально забыв,
Вновь соберется к кому-нибудь в гости,
Не привязавшись и не полюбив.
Так и идет в одиночестве полном,
Меряя версты по жизни-реке.
Солнце даря, людям к свету не склонным,
Бэг за спиною и книга в руке.


* * *
 
Упали кудри, да на плечи
По плечам пышно рассверкались.
Мне не нужна в холодный вечер
Подруг бессмысленная жалость.
Мне надо жизнью поделиться
С родным и близким человеком,
Чтобы в глазах его напиться
Той силы, чтоб бороться с веком.
Хочу любовь свою и радость
Отдать с лихвою, без остатка,
Мои чтоб чувства отзывались
В его глазах волною шаткой.
Сегодня ты, мой милый, нужен,
А завтра будешь ты без дела.
С душой сегодня будешь дружен,
А завтра только с глупым телом.
Так выбирай, чего ты медлишь?
Пока всё четко поясняю.
Не может быть, что мне не веришь,
Не может быть, что ты не знаешь…
26 декабря 1998


* * *

Ты – чудный подарок судьбы,
О, рыцарь с глазами оленя.
Быть может, встречались мы
В день солнца прекрасный, весенний.
Признайся, ведь твой был тот щит
С алмазом на гербе фамильном.
И меч твой со свистом летит
Сразиться с противником сильным.
Нет смысла в жестокой борьбе,
Но самое главное мира
Хоть раз ощутить на себе
Лишь взор королевы турнира.
Не спросишь, вдруг любит она?
Но это тебе и неважно.
Открыта скитаньям страна,
О, светлый мой рыцарь отважный.
И будешь кричать городам
И тихо вздыхать на травинку,
Чтоб та, что милее всех дам
Тебе проронила слезинку.
Твой путь будет длиться века,
И в страшном столетье двадцатом
Невинной девы рука
Притронется с нежностью к латам.
11 января 1999


 * * *

…И улыбаюсь лишь тебе
Я это поняла недавно.
Да, было так в моей судьбе,
Но снова странно и забавно
Глядеть мне на себя саму
Как розовеют снова щеки
И сны опять я не пойму:
Они летят, как стройны ноги
Оленей стаи по лесам.
Тяну я пальцы к волосам,
Задумчиво перебираю
И вдруг опять изнемогаю
От странной боли. Сердце вмиг
Наружу к миру звонко рвется
И, может, слышит даже солнце
"Какая глупая она,
Девчонка снова влюблена!"
Апр. 2000




* * *

Как прекрасен твой пестик и венчик
Как нежны все твои лепестки
И склонил ты головку застенчиво
Толь от радости, толь от тоски.
Ты так чист, и так юн и неопытен
Ты не спорил и с ветром в лесах,
Ты не нюхал той гари и копоти
В обреченных на смерть городах.
Так расти, мой цветочек, мой маленький.
К небу жадно рученки тяни.
Сильным станешь ты, бодрым и аленьким,
В жизни ждут тебя радости дни.
14.04.2001

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий