четверг, 10 декабря 1998 г.

Литературная Вятка


Мария Тарасова, 8-а класс
Науч. руководитель Н.В.Черных
О некоторых особенностях книги
Владимира Крупина «Вятская тетрадь»
В 1987 году в Московском издательстве вышел сборник В.Крупина «Вятская тетрадь». Объединив четыре повести названием последней, автор придал ей особое смысловое значение.
В библиографическом указателе, составленном библиотекой имени А.Герцена, зафиксировано три отзыва о книге. Самый первый написал кировский журналист В.Фокин. В статье «Страницы Вятской тетради» он говорит о скором появлении новой книги В.Крупина в печати, о том, что она родилась «благодаря Герценке», познакомившей автора с богатствами вятского архива. После выхода «Вятской тетради» отзыв о ней публикует газета «Сельская жизнь». Журналист А.Харитонова считает, что в книге В.Крупина исследуются «процессы становления нравственности», что «Вятская тетрадь» – своеобразная история познания своего края, своих земляков-вятичей».
Самый последний отзыв о книге написала преподаватель Кировского института Г.Шершнева в 1989 году. В своем выступлении на конференции «Вятская земля в ее прошлом и настоящем» она отнесла «Вятскую тетрадь» к публицистическому жанру, жанру очерка. Литературовед считает, что эту книгу пронизывает мысль, совершенно актуальная для современной литературы. Это, по мнению Г.Шершневой, - «чувство памяти».
Итак, по мнению рецензентов, главным в «Вятской тетради» являются история и вопросы нравственности. Сам автор в начале своего повествования предупреждает читателя, что «Вятская тетрадь» не есть историческое изыскание, хотя в ней будут выписки из Карамзина, «Истории Вятского края», летописей и т. п.
Понять смысл заявления автора помогла мне встреча с кировским краеведом и журналистом В.К.Семибратовым. В главе «Землячество – понятие круглосуточное», приводя многочисленные примеры талантливости своих земляков, Крупин предлагает читателю пословицу: «Когда Колумб открыл Америку, в ней уже было семь вятских плотников». Владимир Константинович имеет большую картотеку высказываний о вятских людях в самых различных изданиях, он утверждает, что ему нигде и никогда не встречалась эта пословица. Значит, писатель выдумал ее сам. Но упрекнуть автора в неисторичности нельзя потому, что она отвечает характеру отзывов-высказываний о вятских людях, и эта Крупинская пословица воспринимается как народная. Эту пословицу В.Семибратов сам видел на бурачке, изготовленном вятскими умельцами.
В одной из глав В.Крупин подробно пересказывает содержание книги «Вани-вятчане», созданной в начале ХIХ века. Эта поэма написана в стиле «Конька-горбунка» П.Ершова. Она вся состоит из смешных историй, которые рисуют вятского мужика простоватым, недалеким, по-своему догадливым. Подробное изложение помогает Крупину ощутить себя потомком вятских Ваней. И он настолько вживается в созданный образ, что на вопрос одного читателя: «Участвовали ли вятские люди в Куликовской битве?» с простодушием, присущим своим предкам, отвечает: «Да, обязательно- я уверен, что мы в битве участвовали. Иначе, почему же нас тянет побывать на поле Куликовом? Голос крови». Писателю дан особый дар видеть то, что на самом деле не произошло, но могло бы произойти. В этом случае он поднимается над историческими фактами, видит образ происходящего. То же самое мы наблюдаем в книге «Вятская тетрадь».
На глаза В.Н.Крупину попались письма вятского архиерея Алексея Титова к царю и царице. Эти письма позволили писателю представить, каким образом могла Екатерина II начертать указ о создании Вятской губернии. В этой маленькой зарисовке участвуют купцы, дворяне, архиерей. И в то же время в этом маленьком отрывке чувствуется и вятское простодушие, и вятская хитринка, и вятская находчивость.
При встрече В.Семибратов подробно объяснил, почему нельзя путать понятия «вятичи» и «вятчане», почему Устюг нельзя назвать вятским городом, почему нельзя объяснять название села Волково по обилию волков, как это делает В.Крупин- Но окончание нашего разговора было для меня совсем неожиданным: «И- в конце концов В.Крупин выполнил свою задачу – вызвал интерес читателя к истории своей малой родины, заставил историков вновь перелистать летописи, справочники для того, чтобы уточнить сказанное им в своем произведении». Этим самым историк подтвердил правильность вывода литературоведов, что стержнем книги является вятский характер. Этим замыслом определяются отбор и группировка документального и фольклорного материала в книге, угол зрения автора-повествователя, интонация размышления, просветительские и исследовательские тенденции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий