пятница, 13 марта 1998 г.

Критика есть суждение



Елена Юмшанова, 10-а класс
О Боге, о Вселенной и о нас
(Философский очерк)
“Вселенная создана по подобию Божиему.
Человек создан по подобию Вселенной”.
Ж.Г.Буржа
“... Никто из айнуров не понял до конца
той темы Илуватора, с которой Дети
пришли в Музыку!
Дж. Р.Р.Толкин
Наш мир - лишь ничтожная грань Вселенной. Вселенная... Что это? Почему так безгранична ее власть над нами. Не в первый раз возникает эта мысль, глубоки ее истоки. Сколько еще веков человечество будет ломать голову над этой проблемой? А Вселенная, - она вне наших мыслей, она просто есть. И мы со своими бредовыми идеями совершенно ее не интересуем. Ведь человек малая песчинка в ее бесконечных временных просторах. “Вселенная, вооруженная материей созидания, созидает” (М.Муркок).
Она созидает, но о начале и сущности этого великого процесса можно только строить гипотезы, бесчисленные и противоречивые. Сами по себе складываясь в извечный антагонизм мировоззрений, они представляют или слишком идеалистические концепции или же трактуются холодным материализмом. Невозможно, проведя параллель между креационизмом* и дарвинизмом прийти к какому-либо компромиссу. Углубясь же в положения Талмуда, проповедующего идею сотворения мира из ничего, тем самым запрещая вдаваться в исследование его начал, мы лишь попытаемся уйти от проблемы. Все эти споры так же бессмысленны как полемика о существовании Бога и его появлении. По-моему мнению и то и другое преследует схожие цели, так как совершенно тождественно.
Бог был всегда, если было добро и люди, окруженные его светлым ореолом. Бог в нас и просто безнравственно ставить его на уровень предмета в критику которого приводят аргументы разума - он у нас в душе, а ставить под сомнение наличие души, признавая лишь материю, значит погрязнуть в узком мирке рационализма.
Еще в древности неоплатоник Прокл говорил: “Выше всех тел - сущность души”. Через тысячелетие Жан Дювиньо подтвердит это в некотором смысле, сказав, что мир нельзя изменить разумом. Я прихожу к выводу: антагонизм может возникнуть между Богом и Разумом, Разумом и Человеком. Но Разум не является камнем преткновения, если понимание человеком Бога осуществляется через астральное тело (душу). Гротеск человечества - два начала: божественное и физическое - единство в итоге. Доверимся же опыту поколений. Бог и человек. Между ними неразрывная духовная связь.
Человек - слаб. Слаб в своих чувствах и поступках. Ему просто может стать страшно оттого, что некого будет упрекнуть в своих несчастьях. Просто невозможно понять - твоя судьба в твоих руках. Не жди помощи свыше.
Жестокая, нереальная идея. Слишком сильно анимистическое начало, заложенное в нас природой. Никакая атеистическая политика его не загубит.
Оно вечно - потому что заключено в понимании Бога и Вселенной. Бог и есть сущность Вселенной, а она не только бесконечна во времени и пространстве - она едина. “Выше всех мыслительных субстанций - единое” (Прокл).
И может в опыте предыдущих поколений мы нашли истину.
- А что же за гранью нашего мира?
(Неизбежный парадокс)
- Но он же един! Грань между мирами лишь условность. Каждый в свое время переступит этот неведомый астраль. И кто знает, будет ли его душа страдать в инфернальных** муках или обретет покой.
Неведомый тебе покой другому ты сулишь -
Покой, что умирает, не родившись,-
Лишь сладостное заблуждение.
(Микеланджело)
Поэтому оглянитесь на ту часть мира, в которой вы реальны, тогда поймете, как много еще надо внести в нее гармонии, чтобы пересечь грань между двумя измерениями, определяющими деяния наши и плату за них...
Мы подвергаем критике одну гипотезу и представляем другую. Но дело в том, что никто никогда ни одну из них доказать не сможет. Истина уходит в бесконечность духа всего человечества. А его критика разумом невозможна: разум признает только материю, а речь идет о субстанции иного рода...
* креационизм - гипотеза, говорящая о том, что у истоков всего живого стоял творец
** инфернальный - адский

* * *
Страданье, поиск и борьба за идеалы,
Что кажутся без смысла нам потом -
Все это оставляет горькую усталость
И убежденность в том:
Есть истина...
Манящая, далекая,
Не каждому дано ее познать,
И смысл, и форму людям передать.
Но истина для каждого своя.
Чужая истина - лишь деспотизм ума,
Лишь догма для другого разума.
* * *
Стоя у холста,
Которое чисто -
Словно Земля до искушения Люцифером,
Художник молодой
В раздумья погружен,
Туманным мыслям над
идеей полотна...
Душа и ум -
- Всецело отданы сомненьям,
И поискам исконного пути.
... Где нить, где чувства?..
Лишь бы были силы
Собрать все мысли воедино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий